Советы психологов по борьбе с манипуляциями

Психологи уверены, что целью нашего общения с другими людьми является удовлетворение своих личностных потребностей. Круг общения при этом совсем не важен. Собеседником может выступать семья, дальние родные, коллега по работе или незнакомый человек. В любом случае, общение сводится к удовлетворению скрытых или явных потребностей. И часто получается так, что в процессе диалога приходится чем-то жертвовать, чтобы достигнуть желаемого. Это могут быть силы, время, чувства или финансы.
В процессе общения каждый человек пытается следовать «закону лени» или минимизации издержек, как любят выражаться опытные бухгалтера. Это значит, что на подсознательном уровне мы пытаемся потратить как можно меньше сил, эмоций и времени, чтобы добиться от оппонента желаемого.
Содержание
Наглядные примеры из жизни
Пример: Человек приходит к начальнику с просьбой его отпустить. Он нередко использует прием «лжи во благо», чтобы его просьба была удовлетворена с первого раза. Это может быть повод внепланового похода к врачу или необходимость поскорее забрать приболевшего ребенка из сада.
Такой подход увеличивает вероятность благоприятного исхода диалога в пользу вопрошающего и не вызывает других вопросов, если бы речь шла о необходимости похода в магазин на распродажу.
В идеале все люди хотят получать желаемое с первого раза, используя для этого одну «волшебную» фразу, которая бы моментально заставляла ребенка перестать плакать, доесть кашу или обижать друга в песочнице. В психологии существует термин «манипуляция», означающий действенный способ заставить оппонента сделать то, что от него хотят. Его часто используют дети по отношению к своим родителям, потому что это позволяет получить желаемое с минимальными усилиями и в кратчайший срок.
К манипуляции нужно относиться очень осторожно и использовать ее по отношению к другим людям только в редких случаях. Потому что у этого приема есть негативная сторона, о которой следует знать.
Как понять и распознать, что тобой манипулируют
- Во время диалога появляются неприятные эмоции, такие, как вина, обида или страх перед оппонентом.
- Вы не можете противостоять собеседнику и начинаете что-то делать против своей воли (одалживать деньги, идти на уступки, пытаться решить проблемы другого человека).
- Появляется ощущение того, что оппонент пытается вами управлять, используя давление или шантаж. При этом остается скрытый подтекст всех фраз и ощущение того, что вам что-то не договаривают.
- Ваш собеседник пытается подчинить вашу волю, начинает угрожать или унижать личное достоинство. В процессе и после разговора появляется «неприятный осадок».
Например, фраза: «Не сдашь квартальный отчет до вечера – не получишь премию» — это личностная мотивация, потому что обращение не взывает к вашим чувствам и не задевает самооценку. Напротив, появляется стремление сделать свою работу качественно и в срок, чтобы получить вознаграждение в денежном эквиваленте.
А фраза, «Не поможешь мне с выполнением отчета – я перестану с тобой общаться и забуду, как тебя зовут!» — это прямая манипуляция, которая в подсознании человека выстраивает логическую цепочку.
Она выглядит так:
В этом случае задеты чувства человека, ради которых он готов поступиться своим личным временем и силами.
Есть еще один пример, позволяющий отличить манипуляцию от других намерений вашего собеседника. Представьте, что дочь с парнем собираются с друзьями на пикник. Ее родители отпускают молодых отдохнуть, но при этом говорят:
В этом случае у дочери начинается внутренняя борьба. Она понимает, что родители начнут обижаться, пусть и не будут этого показывать. Задевается чувство вины и, естественно, молодые жертвуют своими планами, чтобы родственники были счастливы.
Но самыми главными манипуляторами признаны дети. Они сводят любое общение в свою пользу, строят из себя жертву или включают по отношению к родителям запрещенный прием – игнор или надменное молчание.
Давайте рассмотрим такую ситуацию: ребенок приходит с занятий и начинает выговаривать своей маме:
Дальше могут начаться жалостливые слезы, угрозы, выставление ультиматумов и т.д. В этом случае важно нейтрализовать конфликт, дать отпор юному манипулятору и не поддаться на выдвигаемые условия. В противном случае, есть вероятность попасть в «эмоциональный капкан».
Если уступить и позволить ребенку хоть раз получить желаемое подобным способом, то можно закрепить в его подсознании тот факт, что манипуляция работает. Со временем она перерастет в манеру общения и будет распространяться на все близлежащее окружение, будь то друг, подруга, супруг, родственник, коллега или жена.
На самом деле, можно бесконечно приводить примеры того, как люди пытаются оперировать чувствами и играть на эмоциях посторонних, чтобы добиться желаемого. Но еще интереснее понять то, как не поддаваться на манипуляции и словесно противодействовать оппоненту.
В этом вопросе стоит рассматривать две составляющие части ситуации:
- Психологическую. Она подразумевает искусство избавления от вины, комплекса неполноценности и других негативных эмоций, заставляющих подчиниться воле другого человека.
- Техническая. Это отработанная коммуникация, выработанный практический речевой навык не вестись на уговоры собеседника и ставить его «на место» одной фразой.
Если вы решили узнать, как распознать манипулятора, то следует проанализировать поведение своего оппонента. Любой «энергетический вампир» и манипулятор будет выискивать в вас слабое место. Это может быть чувство вины, жажда обогащения, тщеславие, желание получить общественное признание или попытка самоутвердиться.
Также могут последовать обвинения в том, что брак развалился по ее вине, и поэтому приходится разводиться, чего он совсем не хочет.
В этом случае признаки манипуляции «налицо». Любая просьба или угроза со стороны мужа – это эмоциональный способ подавить волю своей супруги, внушить и доказать ее несостоятельность, а также породить чувство вины. Чтобы с этим правильно бороться и защититься от манипулятора, нужно во-первых проработать психологическую сторону, узнайте как повысить свою самооценку в нашей статье, а также знать несколько правил и техник, о которых пойдет речь дальше.
Работающие техники при общении с манипуляторами
Первая техника состоит из пяти ключевых пунктов:
- Выразите эмоцию на манипуляцию, показав свое отношение к словам оппонента:
«После твоих слов я чувствую себя «не в своей тарелке»/мне неловко/что я тебе в итоге должна?»
Эта первостепенная защита, которая позволяет избавиться от словесной атаки манипулятора. Вы также можете прибегнуть к технике вскрытия цели и внезапно задать вопрос:«С какой целью ты это говоришь?»,
«Чего ты хочешь добиться?» - Проявите сочувствие или поддержку. В этот момент происходит нейтрализация конфликта, потому что собеседник чувствует ваше участие. Например:
«Я не могу дать тебе совет, но понимаю, насколько тебе тяжело»,
«Я знаю, насколько ты сейчас нуждаешься в деньгах!» - Обозначьте границы своих потребностей. Это можно сделать так:
«Мы не можем с мужем позволять себе лишнего, считаем каждый рубль»,
«Наши близкие нам совсем не помогают, поэтому мы вынуждены брать кредит»,
«Любая моя рекомендация будет воспринята начальником негативно, а мне нельзя с ним портить отношения». - Начинайте оперировать аргументами:
«Мы собираемся покупать новую квартиру»,
«Мой начальник обещал мне повышение». - После этого постарайтесь вовлечь собеседника в поиск решения проблемы:
«А может, тебе сможет помочь Перт Иванович? А давай спросим у Жени? Как еще можно решить твою проблему?»
Естественно, еще не придумали такой техники и упражнения, которые могут помочь раз и навсегда отвадить от вас манипуляторов. Но эта техника поможет вам, не унижая собеседника, и не унижаясь самому, помочь человеку, который обращается к вам в манипулятивной форме найти решение его вопроса.
Но если вы заметили признак того, что на вас пытаются оказать воздействие, то не бойтесь давать отпор и ставить личные цели на первое место!
И еще одна техника «Раздвоение личности» (больше подходит в общении на работе, в профессиональной деятельности):
Мягкий отказ может звучать так:
Желаем вам успехов в общении и силы в преодолении любой ситуации!.