А потом я «умер» и «проснулся». И был там свет. (Заметки Игоря Овчинина)
Рассказ о том, как я съездил с моей бабулечкой Флорентиной Фердинантовной (моим Ангелом-хранителем) в 1969 году в гости к её родным, младшим сестрам, в одну прибалтийскую республику, в то время СССР, а именно — в Латвию.
В 1969 год летом мы поехали с ней в гости. Вы представить вряд ли сможете после стольких жизненный моих ограничений (в связи моей болезнью), что меня на семейном совете отпускают с бабушкой в гости! А это же ведь на поезде. Да так далеко… в гости! Это ведь так ИНТЕРЕСНО для мальчика моего возраста! Последний раз до этого я ездил с родителями в гости к моим бабушке с дедушкой по отцовской линии, в село Соколки (на берегу реки Кама). Было мне тогда 5 лет. А тут еще дальше — в Прибалтику.
Поездка была очень интересной на поезде. Мне уже без малого – 9 лет. Сначала от г. Фрунзе до столицы нашей Родины – Москвы, а потом поездом до Риги (столицы Латвии).
Приехали. И были в гостях у сестер бабушки моей в г. Елгава, и в г. Сигулда. А жили мы у бабушки Сары (второй сестры бабулечки моей), были на Рижском взморье, и купался я там, видел вживую медуз. Так же был на экскурсии в пещеру. Самой большой пещерой Прибалтики считается пещера Гутманя. Она находится в Национальном парке «Гауя» — на берегу реки с таким же названием, возле курортного городка Сигулда, неподалеку от Турайды.
Это мистическое место. В древности здесь проводили языческие обряды, также с ней связано несколько интересных легенд. Одна из них говорит, что пещера появилась, когда Риндауг — вождь племени ливов — узнав о неверности жены, замуровал ее на берегу. Женщина горько плакала, жалея о своем необдуманном поступке и горькой судьбе. Вода пробила камень, образовав пещеру, и вот уже много столетий тут течет чистейший родник.
Имя Гутманя пещера получила по фамилии доктора, который лечил своих больных водой из источника. Туристам тоже предлагают умыться и избавиться от всех хворей.
Семья бабушки Сары строила в то время дом. Жили мы во времянке (маленькой постройке), в г. Елгава, а рядом протекала река.
В настоящее время — это город республиканского значения. В г. Елгаве расположены органы управления Елгавского края (сам город в его состав не входит). Город расположен в южной части Земгальской низменности на реке Лиелупе, на расстоянии 42 км от Риги.
Время для меня протекало быстро, разносторонне и интересно. Это и знакомство с местными ребятами, с которыми мы играли в разные детские игры, и многое другое… и походы на реку, купания и загорание на берегу реки. И вот приближаюсь к своему названию рассказа. То есть… к моей очередной травме, очень сильной. Так, все по порядку.
Пока мои бабушки занимались своей работой, а именно – штукатурили внутри новый строящийся дом. Я частенько играл с соседскими ребятами, моими друзьями на то время, на улице в песочнице. И вот, в один такой летний – хороший день, играя в песочнице, мы — дети, заметили, что на нас мчится легковой автомобиль, наперерез ему едет человек на велосипеде. Это было так всё быстро, как в кино с ускоренной съемкой.
Все дети стали разбегаться, побежал и я из этой песочницы. Но… не успел…
В глазах — автомобиль, велосипедист, и только помню – сильный удар в голову! Упал, боль в голове, сразу затошнило меня и закружилось все вокруг. Встал и пошел, если это можно назвать походкой.
Это я теперь осознаю, что шел, качаясь и виляя. Пришел в домик. Бабушек нет. Они рядом в новом доме работают. Я даже не смог до них дойти… Прилег на кровать, чтобы отдохнуть. Это я тогда так думал. И сразу «провалился» в сон. А «проснулся» и увидел своих бабушек, и врачей скорой помощи. Помню себя в сознании временном только, когда меня в «Рафик» — скорой помощи на каталке загружали. И всё…
Следующий раз проснулся я в больничной палате республиканской клинической больницы Латвии.
Вижу бабулечка моя рядом сидит, в белом халате и косынке, улыбается. А я сказать-то ничего и не могу. Во рту у меня трубка (это мне таким способом питание вводили) и все перевязано, и челюсть, и вся голова. И что-то тяжелое на голове. Как потом выяснилось — это грелка со льдом у меня на голове, а вся голова в гипсе, и челюсть справа тоже…
И только потом, по прошествии нескольких дней, по пробудке моей, уже смог я немного говорить, насколько это было возможно, больше мычать…
Я рассказал бабушке своей, что пока «СПАЛ» что я видел…
А она (бабулечка) все это время молилась за меня, и каждый день спрашивала врачей о моем здоровье, нужно ли вызывать моих родителей… Видно, так плох был я.
«Спал» я долго, 11 суток. Как показалось бабушке. А я вспомнил, что виделось мне пока спал… Свет. Очень Яркий, что шел я к нему, и кто-то все время тормозил меня, а потом завернул обратно. И я проснулся. И бабушку увидел.
Через некоторое время мне разрешили быть на воздухе. И бабушка возила меня в коляске на балкон. Оказывается, отделение где я лежал было на втором этаже больницы, и там был такой большой балкон, чтобы больные могли дышать свежим воздухом, лежа на лежаках или сидя на коляске.
Вид с балкона был прекрасен, так как нам был виден парк, деревья и кустарники, клумбы с цветами, и тропинки, как узенькие улочки, по которым гуляли выздоравливающие больные.
А через месяц с небольшим меня выписали. И мы поехали домой с моей бабулечкой. И был это месяц сентябрь. А в школу я опоздал на 1-е сентября.
Но на этом мои злоключения не закончились. В октябре месяце я стал щуриться на уроках и не мог хорошо видеть текст или контрольные задания с доски. Учитель сообщила об этом моим родителям и меня срочно повезли к глазному доктору, к самому лучшему на то время (какими силами этого добились мои родители, я не знаю) — Профессору Альбанскому в г. Фрунзе, столицу Киргизской ССР.
И только тогда в первые я услышал свой диагноз: сотрясение мозга 2-й степени, перелом правой челюсти, и коматозное состояние на 11 суток. А результат обследования у профессора — поражение обоих хрусталиков и глазного нерва из-за огромной гематомы в головном мозге.
Результат: очки – 2 диоптрий, с постоянным ношением и ежедневными тренировками для глаз… Со временем болезнь с хрусталиками продолжала прогрессировать, и через пять лет дошло до 5 диоптрий. Так и живу до сих пор… Слава Богу!
Вот так я «Умер», «Проснулся».. И был там Свет!