Как потеснить сверчка с его шестка и стать лидером любого коллектива

Повышение свалилось, как снег на голову. Моя предшественница, старая дева на четвертом десятке скоропостижно вышла замуж и укатила за своим прекрасным принцем. Хорошее образование, опыт работы, и, черт возьми, прекрасный характер, сыграли свою роль.
Негаданно-нежданно я стала руководителем среднего звена организации, в которой еще недавно была рядовым винтиком. Остро встала проблема: как стать лидером в коллективе, который знает тебя вдоль и поперек, не имея опыта хоть какой-нибудь руководящей работы.
Обложившись психологической литературой, я стала выстраивать свою линию поведения. Очень помогло первое образование по специальности «психология», все полученные знания ложились на подготовленную почву. Что я с самого начала твердо для себя решила, так это то, что ошибки своей предшественницы я повторять ни за что не стану.
Забегая вперед, скажу, что на своем опыте убедилась: «благими намерениями вымощена дорога в ад». Про ад, конечно, это перебор, но то, что не стоит слишком сильно завидовать положению руководителя, пока не «залезешь в его шкуру», совершенно верно.
Содержание
Законы построения коллектива
Невозможно стать лидером, если не знаешь, по каким законам строится коллектив. Причем законы эти одинаковы для армейского, спортивного, школьного, студенческого и производственного коллектива. Лидеры от природы чувствуют эти закономерности подсознательно. Тем, кто поставил перед собой цель стать лидером, придется этому учиться. Психология управления – это тоже наука.
С самого начала я считала, что раздавать указания направо и налево приказным тоном, по меньшей мере, глупо. Хотелось не показного авторитета, а настоящего. И еще один аспект: Большой Босс, тот, что надо мной, наверняка будет первое время проверять правильность своего решения о кадровых перестановках. А, значит, в уравнении о тактике моего поведения имеется еще одна неизвестная.
Мне показалась наиболее объективной структура коллектива, предложенная известным психотерапевтом М Литваком. Ее я и решила взять за основу, вот основные неформальные группы любого коллектива:
- Учебно-карьеристская группа. Опора для любого лидера, ее члены стремятся к профессиональному и личностному росту, с ними должно быть комфортно тем, кто постоянно растет. Значит, здесь у меня проблем не будет, моими дипломами и сертификатами всевозможных курсов можно запросто обклеить одну стену кабинета. Кстати, психология управления считает, что чем выше социальный статус коллектива, тем больше в нем карьеристов. У меня тоже нашлись такие умницы, значит, будет на кого опереться.
- Культурно-развлекательная группа. В ней чаще всего те, кто находится на работе, а мыслями где-то на стороне. Это может быть дом, приработок, коммерция, и другие интересы. Формально к ним не придерешься, обязанности свои выполняют, но ни шагу в сторону, никакой инициативности. Такие тоже нашлись, у кого-то все мысли были о строящемся загородном доме, у кого-то о детях, отбившихся от рук.
- Алкогольно-сексуальная группа. Самая неудобная часть сотрудников, особенно в первой, алкогольной части. Цели коллектива им не интересны, складываются эти группы постепенно, имеют неформального лидера, который лидеру формальному «всю малину портит». Такие группы практически невозможно представить в коммерческих организациях, но мы работали в бюджетной, и такая группа у нас тоже имелась. Причем у ее руля стоял сотрудник, имеющий очень вздорный характер.
Пообещав себе подумать о целях, важных неформальным группам, позднее, я решила оценить собственные шансы на успех в качестве лидера коллектива.
Личные качества потенциального лидера
Мне казалось, что настоящий лидер должен иметь харизму – неуловимое, притягивающее к себе обаяние, действующее на окружающих как магнит. А психология управления считает лидерскими вот такие качества:
- Высокий уровень интеллекта. Ура! Хоть здесь полное соответствие – чего-чего, а этого не отнять. Привычка постоянно получать знания сейчас как никогда в цене. Жизнь меняется стремительно, учиться нужно всю жизнь. А для тех, кто это занятие любит, настала золотая пора. Тем более источников информации хватает даже в провинции.
- Уверенность в собственных силах. Категория не совсем моя, но уверенность, как мускулы можно натренировать. Характер меланхолика не способствует развитию уверенности, но раз положение обязывает, придется характер корректировать. Уверенность необходима лидеру как воздух, ведь ему придется молниеносно принимать решения.
- Быть лидером – значит, быть готовым к изменениям. Умение перестраиваться на ходу, лавировать между «можно» и «нельзя», аргументировано доказывать самому себе правильность выбранного пути, который вчера вел в противоположную сторону – все эти качества в крови у моих современников эпохи переходного периода.
- Быть лидером – значит, иметь характер. Жесткой рукой я не обладала, но имелось в запасе редкая настойчивость, хорошо замаскированная мягкостью и деликатностью. Как выражается мой муж: «Мягко стелет, да жестко спать». На первое время сойдет, потом посмотрим, какой характер потребуется.
- Быть лидером – значит суметь собрать команду единомышленников. Искусство мотивации было моим коньком, поставить правильные цели сумею, умение убеждать тоже не занимать. Осталось построить работоспособную команду с четким распределением обязанностей.
- Быть лидером – значит уметь двигаться к цели несмотря ни на что. У этого качества две составляющих: желание и настойчивость. Желание, оно же стимул, имелось, настойчивости не занимать, похоже и здесь все «в шоколаде». Характер лидера призван доводить начатое дело до победного конца, не пасовать перед трудностями, быть заточенным под систему и ее цели.

Маленький листочек с этой шпаргалкой лег под стекло на рабочем столе и очень мне впоследствии пригодился. Работать стало очень интересно, всех «неформалов» удалось объединить общей целью. А вздорный товарищ, бывший неформальным лидером, оказался очень исполнительным, стоило разок отметить при всех его достижения.
Большой Босс, убедившись, что колесики крутятся как нужно, выдал неограниченный кредит доверия и намекнул, что меня заметили наверху. Я же окончательно поверила в то, что психология – наука не менее важная, чем та же информатика. С ее помощью можно любой характер подкорректировать и постараться изменить к лучшему.
Лидерами не рождаются
Психология управления стала моим очередным хобби, захотелось узнать, работают ли эти законы в детском коллективе, тем более что для этого представился удобный случай. Коллега по работе поделилась проблемой – ее сын не знает, как стать лидером в классе, куда его недавно перевели из другой школы. Оказывается, решая, как стать лидером в компании одноклассников, нужно развить в себе такие качества:
- Уверенность в себе. Такой не останется незамеченным нигде, ему чужды размышления на тему: «а вдруг мой характер не соответствует». Веришь в себя – поверят остальные. Нет уверенности – можно ее развить, хвалить ребенка и поддерживать его (не путать с гиперопекой!). Критиковать за неудачи строго воспрещается.
- Способности. Тот, кто задумывается о том, как стать лидером в жизни, должен выделяться каким-нибудь талантом. Лучше всех петь, громче всех свистеть, быстрее всех вязать морские узлы, дальше всех прыгать, и так далее. Развить небольшой талант в талант достаточно заметный — обязанность неравнодушных родителей.
- Умение брать на себя ответственность. Психология управления коллективом считает это качество едва ли не основным для тех, кто размышляет над тем, как стать лидером в классе. Настоящий лидер всегда отвечает за свои поступки, неважно хорошие или плохие. Воспитывается это качество с детства, желательно не ругать ребенка за проявление инициативы. Лозунг «Инициатива наказуема!» годится разве что для стройбата.
- Быть устойчивым к критике. Не расстраиваться, а воспринимать критику конструктивно, считая ее шансом для самосовершенствования.

Психология управления коллективом считает, что большей властью в нем иногда обладает не яркий и самоуверенный «душа компании», а с виду скромный и не особенно общительный товарищ. Однако именно к его мнению прислушиваются, именно его слово решающее, именно его стилю в одежде и его манере поведения начинают подражать одноклассники. Этот «серый кардинал» держит всех на расстоянии, никогда не навязывает свою точку зрения, однако имеет твердое мнение обо всех важных моментах.
Для того чтобы быть лидером любого коллектива, можно развить в себе необходимые качества. Коллектив складывается по определенным законам, их нельзя игнорировать. Задатки лидера можно воспитывать с детства, учитывая тип темперамента ребенка. Не всем нужны эти умения, кому-то проще быть ведомым и жить по принципу «Всяк сверчок знай свой шесток».